За кулисами театра

Свою первую статью на блоге по актерскому мастерству я решил написать о волшебном закулисье театра.

За кулисами театра

За кулисами театра

Помню, когда я в первый раз попал в театр – а это было лет в 12, я поразился этому миру и атмосфере действа. Городок мой не особо театральный – 60 тысяч населения. Шахтерский городок. Своего театра нет и в помине. С гастролями приехал театр в местный ДК. На этом контрасте, наверное, театр казался еще более волшебным и священным.

 Видимо тогда и залегли мечты оказаться в театре по другую сторону зрительного зала. Увидеть – как это таинство готовиться и начинается.

Долго ли коротко ли, но я основал свою театральную студию в городе Калининград. И сейчас буду описывать именно свой опыт и наблюдения.

 Друзья-товарищи

 В школе мы общаемся с одноклассниками. По интересам выбираем себе друзей и компанию. Потом институт и такая же ситуация. А потом приходит работа. Часто мы оказываемся в компании не совсем близких по духу людей. разных возрастов, целей и взглядов на жизнь. Просто эти люди оказались нашими коллегами.

Творческим и слегка сумасшедшим людям (а я считаю, что все творческие люди слегка того =) это все особенно сложно дается. И вот тут как раз на помощь приходит Театр. Здесь мы занимаемся потрясающим и интересным делом в кампании таких же по-хорошему сумасшедших людей. В театре можно выплескивать эмоции, которые накопились в трудовые будни или в сложных семейных ситуациях. Эти эмоции можно преобразовывать в нужные на репетициях. И ты точно знаешь, что тебя поймут правильно. Никто не засмеется на твои крики, слезы, неудержимый смех или жуткую грусть.

 Как раз наоборот – более опытные товарищи подскажут – как выплеснуть что-то давящее, что сам не знаешь, как выплеснуть. Ведь нас никто не учит показывать свои эмоции. Учат их скрывать. Не показывать в обществе. Во-первых, могут счесть невоспитанным человеком, во-вторых, показывая эмоции, вроде как, становимся ранимей.

За кулисами театра

Друзья-театралы

Все это глупости на самом деле, но с устоявшимися мнениями сложно сразу бороться. Поэтому дружеская и семейная обстановка театра помогает выплескивать эмоции и учит этими самыми эмоциями управлять.

В театре есть опытный и мудрый режиссер. Человек, чья работа на первый взгляд не видна. Каждый в зале может встать и сказать: «Да я также могу сделать. Даже лучше». Но режиссер должен найти подход к каждому актеру. Решать его проблемы, помогать с пониманием роли, а также с пониманием каких-то жизненных ситуаций. Потому что если актер сильно занят своими переживаниями бытовыми – из него сложно вытянуть нужную роль.

Немного отвлекся от темы. Очень много всего, о чем хочется рассказать. Но буду держаться темы. О работе режиссера с актером буду еще писать много и в отдельных статьях.

Подготовка спектакля

Спектакль. Это чудесное действо. Час-полтора или два часа на сцене – это волшебные минуты, когда ты рассказываешь зрителям какую-то историю. Рассказываешь и проживаешь ее вместе со своим героем.

Подготовка спектакля – это долгий и интересный процесс. Это можно сравнить со спортом. Когда идет очень долгая подготовка к соревнованиям, а потом пара часов, и все закончено.

Смысл как раз в том, чтобы получать удовольствие не только от спектакля, но и от процесса его подготовки.

Работа над ролью

Когда начинается работа над новым спектаклем – подробно разбираются все персонажи. Т.е. изучается поведение, причины поведения и определенных реплик. Нужно суметь залезть в голову вымыленному персонажу. Спроектировать ход мыслей героя и потом эти мысли перенести в свою голову. Так строится работа по системе Станиславского. От внутреннего состояния – к внешнему проявлению.

В процессе разбора роли, вся труппа во главе с режиссером, становятся профессиональными психологами. Часто в разборе ролей, актер может найти ответы на мучающие его лично вопросы, ведь они разбираются как бы со стороны.

Декорации

Подготовка декораций – это как разработка автомобиля. Нужно хорошо продумать внешний вид, функционал, легкость транспортировки и т.д. Часто это сложные инженерные задачи. Сначала чертежи, потом макеты, затем уже реальное исполнение. И когда своими руками делаешь декорации, а потом видишь их в спектакле – это потрясающие и приятные ощущения.

Сцена

За кулисами театраЯ часто прихожу в театр намного раньше начала репетиции или спектакля, и сижу один на сцене, глядя в пустой зал. Или ложусь на сцену и лежу. Не передать словами – сколько там энергии. На сцене разыгрываются трагедии, бушуют положительные и отрицательные эмоции, рыдают, хохочут, убивают, играют свадьбы… И все это не проходит бесследно. Сцена и кулисы все это впитывают. Частичка всех спектаклей навсегда остается здесь. И это можно почувствовать. Кто-то больше, кто-то меньше, но чувствуют.

Просто сидеть на сцене, смотреть в пустой зал, представлять как он наполняется, потом зрители внимательно смотрят твой спектакль, потом расходятся… Это своего рода медитация.

А зал за 2 часа ДО спектакля и через час ПОСЛЕ спектакля – это совершенно разный зал. Он получил новую дозу определенных эмоций и начинает их переваривать. Вкусно и вязко переваривать. Это потрясающе!

Спектакль

Подошли к самому главному. Перед спектаклем все жутко волнуются. Волнуются и профессиональные актеры и начинающие ребята. Кто-то меньше, кто-то больше. И это замечательно. Из-за этого волнения зрители и приходят в театр. Многие зрители ходят на одно и то же представление из года в год – потому что оно каждый раз новое. Сегодня актер в одном настроении, в следующий раз будет в другом – и от этого меняется его герой. По-другому расставляются акценты, понимаются мысли.

Перед спектаклем актеры разминаются. Снова можно провести аналогию со спортом. Разминают голос, все тело – чтобы не было зажимов, лицо и язык. Чем лучше актер размят – тем естественнее он на сцене.

Самые волнительные минуты – это когда звенит третия звонок и гаснет свет в зале. Это просто взрыв внутри! Сердце бешено колотится, во рту сухо и… Начинаем!

Во время спектакля, когда на сцене разворачивается действие, коллеги актеры стоят за кулисами и смотрят на действо. Часто там же находится режиссер, который переживает сильнее всех. Человек, который уже ничего не может поменять и просто наблюдает за плодами своего труда.

Каждый актер за кулисами вспоминает репетиции и, когда хорошо отыгрывается какой-то сложный эпизод, все с облегчением и удовольствием переводят дух.

Спектакль – это безумно командная работа. И здесь мало просто выучить свой текст и вовремя его сказать. Нужно ЧУВСТВОВАТЬ всех партнеров на сцене. Жить вместе с ними. Если актер «поплыл» – его вытягивают всеми силами. Изящно напоминают текст, поддерживают, закрывают неловкие движения. Все себя чувствуют именно частичками одного большого действа под названием «СПЕКТАКЛЬ».

Если один актер совсем завалил свое выступление – завален весь спектакль. Не бывает такого, что пара актеров были хороши, а пара – дрянь. Зритель оценивает весь спектакль. И оценивает часто по худшему из актеров.

 После спектакля

Ну а после спектакля начинается банкет. В разных театрах по-разному заведено. Мы же после премьеры выносим стол прямо на сцену и там начинается торжество. Все радуются и произносят приятные слова.

Разбор спектакля будет уже позже. Режиссер всегда видит кучу недочетов и знает над чем работать. Также и актер – если не видит что улучшить и куда расти – он перестает быть Актером и делается просто работником театра.

Вот такая получилось сумбурная запись. В завершение, посмотрите маленький видеоролик. Там один из участников – руководителей нашей театральной студии, Денис Егоров, говорит о закулисье.

Любите театр, друзья!

С уважением, Алексей Беба

Понравилась статья? Расскажите друзьям

Есть вопросы? Пишите в комментариях – отвечу

Подписаться на обновления блога

Поделись с друзьями!

0
Запись опубликована в рубрике Личное. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.